Попечение Божие о человеке до грехопадения

Совершенство первозданного человека не было полнотой духовно-нравственного совершенства. Человеку предстояло развиваться и совершенствоваться путем собственной деятельности. В богоподобной и безгрешной природе ему была дарована способность к постепенному и нескончаемому совершенству. Иными словами, человек был сотворен обоживающимся, способным к принятию все большей благодати, что подразумевает соработничество, синергию Бога и человека. Поскольку достижение человеком цели своего бытия зависит не только от его собственных усилий, но и от Божественной благодати, человек изначально нуждался в Божественном содействии, или в промышлении, чтобы богоподобные задатки его природы могли раскрыться. В чем конкретно состояло промышление Божие о первых людях?

1. Прежде всего, как говорит Библия, взял Господь Бог человека... и поселил его в саду Едемском (Быт.2:15). Человек изначально был выделен из окружающего мира, на земле было создано для него «специальное место жительства» – Едемский сад.

2. Для укрепления сил душевных и телесных Бог заповедал Адаму возделывать и хранить рай (Быт.2:15). Это – заповедь труда.

3. Согласно Быт.2:19, Бог привел к Адаму всех животных и смотрел, каким образом Адам наречет их. Это действие можно рассматривать как имеющее своей целью развитие самосознания и мыслительных способностей, дара слова, а также утвердить в человеке сознание царственного преимущества над всеми земными существами. Создав животных, Бог предоставляет человеку, Своему совершеннейшему творению, дать им имена и тем самым как бы завершить их сотворение.

4. Человеку было даровано особое древо жизни (см.: Быт.2:9). В «Пространном катихизисе» говорится, что «питаясь плодами его (древа жизни), человек и телом был бы безболезнен, и бессмертен».

5. Запрет вкушать от древа познания добра и зла (см.: Быт.2:17) – заповедь поста и послушания. Эта заповедь была необходима для укрепления воли и нравственного развития человека. Было необходимо утвердить человека в сознательном повиновении воле Божией, без чего и самое его совершенствование было невозможно. Эта заповедь имела целью испытание нравственной свободы с целью решительного утверждения ее в добре. Запрещая вкушение от древа познания добра и зла, Бог предупреждает первых людей о смерти, которая постигнет человека в случае, если тот нарушит заповедь послушания. Эта заповедь может быть условно названа первым заветом (союзом, договором) между Богом и человеком, где Бог и человек принимают на себя некоторые взаимные обязательства.



6. К попечению Божию о первозданном человеке следует отнести и непосредственное общение с Богом, которого человек был удостоен в раю.

Был ли Адам до грехопадения бессмертен?

«Аще кто речет, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, да будет анафема». (Карфагенский собор 419г.). Человек не был ни необходимо смертен, ни необходимо бессмертен, но, в зависимости от направленности своей свободной воли, способен и к тому и к другому. Цель человеческой жизни состояла в том, чтобы из состояния возможности не умереть возвыситься до состояния невозможности умереть. Иначе говоря, смертность для человека была не безусловна, а зависела от направления его свободной воли.

Различал ли Адам добро и зло до грехопадения?

Если бы человек совершенно не различал до грехопадения добра и зла, то был бы безответственен, как животные, и сам грех как преслушание воле Божией не мог быть ему вменен. Свв. отцы не считали, что человек до грехопадения не знал, что такое зло. Личного опыта вхождения в зло у первозданного человека до грехопадения не было. Однако способность различать то, что приближает к Богу, и то, что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет, у прародителей до грехопадения была. Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. Не хорошо быть человеку одному (Быт.2:18). Т.е. зло – одиночество, самоизоляция, отсутствие общения.

Православное учение о грехопадении: сущность и последствия грехопадения, понятие зла

Давыденков О. «Догмат. богословие–2013»: Часть 3, Раздел 3, Глава 1.

Сущность грехопадения

Грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (см.:Рим.5:19).

Запрет вкушения от древа познания добра и зла – по сути является заповедью поста, воздержания. Адаму пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, как «закон для упражнения свободы», чтобы добродетель человека являлась не просто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личностным выбором.



За грехом прародителей, внешне открывающимся как простое непослушание, скрывается страшный грех («нежелание нести свой крест»). Бог указал человеку цель жизни – совершенство; предложил средство для ее достижения. Человеку был предложен труд – физический (возделывать и хранить рай – Быт.2:15), интеллектуальный (наречение имен животных — Быт.2:19-20), постнический, аскетический. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь, выбрал более легкий путь, предложенный змием (вкусите... и вы будете, как боги – Быт.3:5) – путь магии. (Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом, не затрачивая для этого никакого труда, прежде всего нравственного).

Поскольку первая заповедь в сжатом виде содержала в себе все заповеди, открытые впоследствии через Моисея, грехопадение – не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний: «поругание святыни... духовное прелюбодеяние... воровство... и алчность» (блаж. Августин). Центральное место среди них занимает гордость (стремление, сознательное или бессознательное, стать богом помимо Бога). Бог предоставляет первым людям возможность покаяться и получить прощение, но гордость, уже всецело охватившая их, толкает их на путь самооправдания. Адам перелагает вину на жену, косвенно обвиняя Бога, Ева ссылается на змия. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.

Последствия грехопадения

В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе и всему материальному космосу противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад.

Говоря о последствиях грехопадения, необходимо различать два неразрывно связанных между собой действия: с одной стороны, «естественное» проистечение этих последствий из факта грехопадения, с другой стороны, попущение этих последствий волей Божией и утверждение их в качестве закона существования для падшего естества.


porazhenie-pervogo-nacionalnogo.html
porazhenie-podklyuchichnoj-i-pozvonochnoj-arterij.html
    PR.RU™