Попадание инородного тела в дыхательные пути

Асфиксия

Судорожный синдром

Гипертермия

Ларингоспазм

Бронхообструктивный синдром

Ларингостеноз

Отёк Квинке

Анафилактический шок

Синдром рвоты

Эксикоз с токсикозом

Обморок

Коллапс

Перегревание

14) Отравления

15) Диабетическая кома

16) Гипогликемическая кома

17) ССН

18) ДН

Попадание инородного тела в дыхательные пути

Асфиксия новорождённых

Асфиксия –это сложное патологическое состояние, вызванное нарушением газообмена, при котором возникает недостаток кислорода (гипоксия), накопление углекислоты (гиперкапния), а также происходит накопление в организме недоокисленных продуктов клеточного обмена (ацидоз). Под асфиксией новорождённых понимают синдромокомплекс, характеризующийся нарушением или отсутствием дыхания при сохранённой сердечной деятельности.
Причины:

1.Поражение ЦНС в результате внутриутробной гипоксии, внутричерепной родовой травмы.

2.Непроходимость воздухоносных путей в результате аспирации околоплодными водами, меконием, сгустками крови.

3.Незрелость лёгких или ЦНС.

Признаки:
Лёгкая асфиксия:
оценка по шкале Апгар 7-6 баллов, дыхание ослабленное, крик слабый писклявый или после тактильной стимуляции, ЧСС 120-140 ударов в минуту, кожные покровы розовые с небольшим цианозом или акроцианозом, рефлексы сохранены или незначительно ослаблены, тонус мышц сохранён или незначительная гипотония.

Асфиксия средней степени тяжести: оценка по шкале Апгар 5-4 балла, дыхание неритмичное, ослабленное, крик писклявый или отсутствует, ЧСС 100-120 ударов в минуту, кожные покровы цианотичные, рефлексы ослаблены, тонус мышц снижен.

Асфиксия тяжёлая: оценка по шкале Апгар 3-0 баллов, самостоятельное дыхание отсутствует или имеются отдельные нерегулярные дыхательные движения, крик отсутствует, ЧСС ниже 100 ударов в минуту, кожные покровы бледные, рефлексы ослаблены или отсутствуют, резко выраженная гипотония.

Цель оказания доврачебной помощи:

восстановить проходимость дыхательных путей, уменьшить последствия нарушения газообмена.

Действия вне лечебного учреждения Действия в лечебном учреждении Обоснование
Лёгкая асфиксия:
1.Отсосать содержимое из полости рта, носоглотки, желудка электроотсосом или резиновым баллончиком. 2. Ребёнка согреть. 3. Вентиляция лёгких масочным способом кислородно-воздушной смесью с частотой 30-40 в минуту. 1.Ребёнка отделить от матери, положить на подогреваемый столик. Обеспечить доступ к сосудам пуповины. 2.Отсосать содержимое из полости рта, носоглотки, желудка электроотсосом. 3. Вентиляция лёгких масочным способом кислородно-воздушной смесью с частотой 30-40 в минуту. 4. Приготовить длявведения в вену пуповины 20% р-р глюкозы, р-р кокарбоксилазы, одноразовый инструментарий 1.Профилактика переохлаждения, восстановление проходимости дыхательных путей. 2. Профилактика гипоксии, гиперкапнии и ацидоза. 3. Профилактика гипоксических повреждений мозга.
Асфиксия средней степени тяжести:
1.Отсосать содержимое из полости рта, носоглотки, желудка электроотсосом или резиновым баллончиком. 2. Ребёнка согреть. 3.Вентиляция лёгких масочным способом в течении 3 минут. При отсутствии дыхания начать ИВЛ любым способом (рот в рот, рот в нос, рот в рот-нос) 1.Ребёнка отделить от матери, положить на подогреваемый столик. Обеспечить доступ к сосудам пуповины. 2.Отсосать содержимое из полости рта, носоглотки, желудка электроотсосом. 3. Провести ИВЛ масочным способом. При отсутствии дыхания врач интубирует ребёнка и подключается аппарат ИВЛ. 4. В вену пуповины ввести 20% раствор глюкозы 10 мл/кг массы, раствор кокарбоксилазы 0,5 % раствор на новокаине 10 мг/кг массы , 4% раствор гидрокарбоната натрия 4 мл/кг массы. 1.Профилактика переохлаждения, 2.Восстановление проходимости дыхательных путей. 3. Профилактика гипоксических повреждений мозга. 4. Профилактика гипоксии, гиперкапнии и ацидоза.
Тяжёлая асфиксия
1.Отсосать содержимое из полости рта, носоглотки, желудка электроотсосом или резиновым баллончиком. 2. Ребёнка согреть. 3. ИВЛ любым способом (рот в рот, рот в нос, рот в рот-нос). 1.Ребёнка отделить от матери, положить на подогреваемый столик. Обеспечить доступ к сосудам пуповины. 2.Отсосать содержимое из полости рта, носоглотки, желудка электроотсосом . 3.Провести ИВЛ аппаратным способом. 4. В вену пуповины ввести 20% раствор глюкозы 10 мл/кг массы, раствор кокарбоксилазы 0,5 % раствор на новокаине 10 мг/кг массы , 4% раствор гидрокарбоната натрия 4 мл/кг массы, преднизолон 1-2 мг/кг, 10% р-р кальция глюконата 0,5-1 мл/год жизни, 0,1% раствор адреналина 0,1-0,3 мл/кг. 1.Профилактика переохлаждения, 2.Восстановление проходимости дыхательных путей. 3. Профилактика гипоксических и ишемических повреждений мозга и других внутренних органов. 4. Профилактика гипоксии, гиперкапнии, ацидоза, сердечной недостаточности и ДВС синдрома.

Оценка эффективности:





появление самостоятельного дыхания к концу первой- пятой минуты жизни, изменение цвета кожных покровов на розовый, нормализация ЧСС, при тяжёлой асфиксии нормализация показателей кислотно- основного состояния крови.

Примечания:все реанимационные мероприятия в лечебном учреждении выполняет врач-неонатолог или реаниматолог. При отсутствии самостоятельного дыхания в течение 15 минут на фоне ИВЛ и проводимой терапии можно консультативно решить вопрос о прекращении реанимационных мероприятий.

Судорожный синдром

Судорожный синдром –это внезапные непроизвольные приступы тонико-клонических сокращений скелетных мышц, нередко сопровождающиеся потерей сознания,. Это неспецифическая реакция нервной системы на различные эндо- и экзогенные факторы, особенно у детей раннего возраста.

Причины:

1.Черепно-мозговые травмы.

2.Врождённые и приобретённые заболевания нервной системы (эпилепсия).

3.Нарушения мозгового кровообращения

4.Эндокринные заболевания.

5.Отравления.

6.Нарушения обмена веществ (гипокальциемия).

7.Гипертермия.

8.Нейротоксикоз на фоне инфекционных заболеваний.

9.Поствакцинальные осложнения

10.Неврозы (чаще истерические)..

Признаки:внезапное появление произвольных мышечных сокращений на фоне гипертонуса мышц, тремор.Клонические судороги характеризуются повторными сокращениями и расслаблениями отдельных групп мышц(лица или конечностей),тонические – длительным напряжением мышц, преимущественно в разгибательном положении. Клонико-тонические судороги характеризуются периодической сменой тонической и клонической фаз. Судороги могут сопровождаться регидностью затылочных мышц, рвотой, общим возбуждением, возможна потеря сознания, непроизвольное мочеотделение.

Цель оказания доврачебной помощи:

срочное прекращение судорог.

Действия вне лечебного учреждения Действия в лечебном учреждении Обоснование
1. Вызвать скорую помощь через третье лицо. 2.Ребёнка уложить, обеспечить атравматичность. 3. Уложить ребёнка на бок. 4. Очистить дыхательные пути от слизи и другого содержимого. 1. Вызвать врача через третье лицо. 2.Ребёнка уложить, обеспечить атравматичность. 3.Уложить ребёнка на бок. 4. Очистить дыхательные пути от слизи и другого содержимого (отсосать содержимое ротовой полости электроотсосом) 5.Обеспечить подачу увлажнённого кислорода. 6.Ввести 0,5% раствор седуксена 0,1-0,2 мл /год жизни в/м или в\в медленно; 20% раствор оксибутирата натрия 50 мг/кг в сутки; 1% раствор фенобарбитала; 1% раствор гексенала 10-15 мг/кг, растворить в 100 мл дистиллированной воды в/в; 0,25% раствор дроперидола 0.1 мл/кг в\в; 20% раствор глюкозы; реополиглюкин 10 мл/кг массы в\в капельно, лазикс1% раствор 0,1 -0,2 мл/кг в/м или в/в; 10% раствор глюконата кальция 0,5-1 мл/год жизни в\в медленно , 5% раствор аскорбиновой кислоты. 7.Пдготовить аппарат ИВЛ и реанимационный комплекс. 1.Для принятия решения о медикаментозном купировании судорожного синдрома. 2.Профилактика травматизма. 3.Профилактика аспирации. 4. Профилактика аспирации. 5.Профилактика гипоксии и остановки дыхания. 6.Для экстренной противосудорожной терапии. - барбитураты дают эффект «на конце иглы» - применяются для оказания первой помощи, но дают кратковременные эффект. - с целью дегидратационной терапии - с целью уменьшения сосудистой проницаемости. 7. Профилактика дыхательной и сердечной недостаточности, для восстановления жизненно важных функций.

Оценка эффективности:исчезновение судорог, отсутствие повторных мышечных сокращений.

Примечания:в любом случае необходимо установить причину судорожного синдрома и дальнейшая помощь должна оказываться с учётом основного заболевания. В случае фебрильных судорог (на фоне повышенной температуры) вводится литическая смесь: раствор анальгина 50% и пипольфена 2,5% .При впервые возникших фебрильных судорогах ребёнка госпитализируют в инфекционное отделение, при других – в неврологическое.

Ларингоспазм.

Ларингоспазм– это спазм голосовой щели гортани, который возникает на фоне повышенной возбудимости нервно-мышечного аппарата. Является одной из форм явной спазмофилии. Спазмофилиязаболевание детей преимущественно раннего возраста, характеризующееся склонностью к судорогам и повышенной нервно-мышечной возбудимостью вследствие снижения уровня кальция в организме. Спазмофилия всегда связана с рахитом.

Причины:

1.Гипокальциемия при нарушениях всасывания кальция хлорида на фоне дефицита витамина Д.

2.Нарушение соотношения кальция и фосфора в крови.

3.Искусственное вскармливание.

4.Дефицит кальция и магния в пище.

5.Изменённая реактивность организма.

Признаки:

1.При плаче, крике, испуге ребёнка появляется затруднённый вдох на фоне звучного стонущего крика. Возможна остановка дыхания на несколько секунд.

2. Бледность, цианоз, испуганный взгляд у ребёнка, потеря сознания

3.Двигательное беспокойство или застывание с запрокидыванием головы, тоническое напряжение туловища и конечностей, выбухание большого родничка. В тяжёлых случаях возможна смерть в результате внезапной остановки дыхания и сердца.
4. Приступ заканчивается несколькими шумными глубокими звучными вдохами, обусловленными прохождением воздуха через ещё суженную голосовую щель. После приступа ребёнок почти всегда плачет, но уже через несколько минут приходит в нормальное состояние и часто засыпает.

5.Продолжительность приступов от нескольких секунд до 1-2 минут. Возможно повторение приступов до 20 раз в сутки.

Цель оказания доврачебной помощи:

восстановление дыхания.

Действия вне лечебного учреждения Действия в лечебном учреждении Обоснование
1. Ребёнка распеленать, обеспечить доступ свежего воздуха. 2.Использовать внешние раздражители: открыть шпателем рот, вытянуть язык. 3.Очистительная клизма. 4.Госпитализация ребёнка. 1. Ребёнка распеленать, обеспечить доступ свежего воздуха. 2.Использовать внешние раздражители: открыть шпателем рот, вытянуть язык. 3.Можно поставить очистительную клизму, а затем лекарственную с 2% раствором хлоралгидрата. 4.Ввести раствор глюконата кальция 10% - 0,5-1 мл/год жизни в\в медленно ;другие препараты кальция с цитратной смесью. 5.Обеспечить подачу увлажнённого кислорода, подготовить аппарат ИВЛ. 6.Вести раствор фенобарбитала 1% или гексенала 1% - 10-15 мг/кг, растворить в 100 мл дистиллированной воды в/в. 1. Профилактика гипоксии. 2.Для облегчения вдоха. 3.Очищение кишечника, профилактика алкалоза; - противосудорожное действие. 4.Устранение причины, ионизация кальция в межклеточной жидкости, противосудорожный эффект. 5.Профилактика дыхательной недостаточности. 6.Для оказания быстрого противосудорожного действия при отсутствии эффекта от применения препаратов кальция.

Оценка эффективности:восстановление дыхания.

Примечания:после проведённых манипуляций ребёнку в первые сутки обеспечивают полный покой, голод, сладкое питьё и молоко с лимонной кислотой. Обязательным условием является контроль кальция в крови.

Гипертермический синдром.

Гипертермический синдром-это патологический вариант защитной реакции организма (лихорадки), при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающиеся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем.

Причины:

1.Инфекционно-токсические состояния.

2.Тяжёлые метаболические расстройства.

3.Перегревание.

4.Аллергические состояния.

5.Пострансфузионные состояния.

6.Эндокринные расстройства.

Признаки:

1.«Красная (розовая) гипертермия»: кожные покровы умеренно гиперемированы, горячие, влажные, конечности теплые, поведение ребенка обычное, быстрое повышение температуры до 39 - 39,5.

2. «Белая (бледная) гипертермия»: кожные покровы бледные, «мраморные», с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, конечности холодные, чрезмерная тахикардия, одышка, признаки поражения ЦНС: нарушения поведения ребенка, безучастность, вялость, возможны возбуждение, бред, судороги, боли в мышцах, быстрое повышение температуры.

Цель оказания доврачебной помощи:снизить температуру тела до 37,5 градусов.

Действия вне лечебного учреждения Действия в лечебном учреждении Обоснование
При «красной» гипертермии
1.Ребенка раскрыть. Успокоить. Обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков. 2.Теплое обильное витаминизированное питье. 3.Полуспиртовое обтирание. Обтереть влажным тампоном, дать обсохнуть. Повторить 2-3 раза. 4. Парацетамол внутрь 10-15 мг/кг (или ректально 15-20 мг/кг) 5. Контроль пульса, дыхания, температуры тела. 1.Сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо. 2. Ребенка раскрыть. Успокоить. Оксигенотерапия. 3. Теплое обильное витаминизированное питье. 4.Полуспиртовое обтирание. Обтереть влажным тампоном, дать обсохнуть. Повторить 2-3 раза. 5.Парацетамол (панадол) внутрь 10-15 мг/кг (или ректально 15-20 мг/кг); ибупрофен 5-10 мг/кг на приём. 6 При отсутствии эффекта в/м 50% раствор метамизола натрия (анальгин) 0,1 мл/год жизни; 2,5% раствор пипольфена 0,1 -2 мл/год жизни. 7.Контроль пульса, дыхания, температуры тела. 1.Для уточнения характера лихорадки и врачебной тактики. 2.С целью увеличения теплоотдачи. 3.С дезинтоксикациолнной целью. 4. С целью увеличения теплоотдачи. 5.С жаропонижающей целью 6.Для быстрого снижения температуры. 7.Для оценки эффективности оказания помощи.
При «белой» гипертермии
1.Вызвать врача, скорую медицинскую помощь «03». 2. Уложить, согреть конечности (при необходимости обложить теплыми грелками), растереть мягкой тканью кожу до легкого покраснения, рядом с головой подвесить (или расположить) пузырь со льдом. Обеспечить доступ свежего воздуха. 3. Обильное теплое питье. 4. Внутрь парацетамол 10-15 мг/кг (или ректально 15-20 мг/кг), папаверин или но-шпа 1 мг/кг. 5. Контроль пульса, дыхания, температуры тела до прихода врача, приезда скорой медицинской помощь «03». 6. Госпитализация в стационар. 1.Сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо. 2. Уложить, согреть конечности (при необходимости обложить теплыми грелками), растереть мягкой тканью кожу до легкого покраснения, рядом с головой подвесить (или расположить) пузырь со льдом. Обеспечить доступ свежего воздуха. 3.Обильное тёплое питьё. 4.Обеспечить подачу увлажнённого кислорода. 5.При отсутствии эффекта в/м 50% раствор метамизола натрия (анальгин) 0,1 мл/год жизни ; 2,5% раствор пипольфена 0,1 -2 мл/год жизни ; 2% раствор папаверина 0,1-0,2 мл/год жизни; раствор дропередола 0,25% 0,1 мл/кг в/м или в/в; преднизолон или гидрокортизон 1-2 мг/кг. 6.Контроль пульса, дыхания, температуры тела. 1.Для уточнения характера лихорадки и врачебной тактики. 2.С целью уменьшения спазма сосудов и усиления теплоотдачи. 3.С дезинтоксикациолнной целью. 5.Профилактика повреждений ЦНС. 6. Для быстрого снижения температуры, для уменьшения спазма сосудов и увеличения теплоотдачи, - воздействие на центр терморегуляции. 7.Для оценки эффективности оказания помощи. 8.Для выяснения причины и профилактики возможных осложнений.

Оценка эффективности:снижение температуры до 37,5 градусов.

Примечания:согласно рекомендациям ВОЗ, жаропонижающую терапию детям следует проводить при температуре тела не ниже 39-39,5. Однако, если у ребёнка на фоне и более низкой температуры наблюдается ухудшение состояния, жаропонижающая терапия должна быть проведена.

Перегревание.

Перегревание– это синдромокомплекс, возникающий в результате внешнего нагревания, которое приводит к задержке тепла в организме на фоне максимального напряжения физиологических механизмов теплоотдачи.

Причины:

1.Повышенная температура окружающей среды.

2. Неадекватная одежда (перекутывание) и высокая относительная влажность окружающей среды.

3.Недостаточный или неправильный питьевой режим ребёнка.

4.Чрезмерно развитый подкожно-жировой слой у ребёнка.

5.Родовые травмы.

6.Прямое воздействие солнечных лучей.

Признаки:

1.Перегревание у детей характеризуется повышенным возбуждением, сильной головной болью, беспокойством, тошнотой, рвотой. Потоотделение при этом сохранено, температура тела нормальная или умеренно повышена.Если у ребёнка имеется одновременно диспепсия. То возбуждение может смениться сопорм.

У детей старше года перегревание на фоне дефицита натрия хлорида может проявляться болезненными спазмами мышц конечностей, температура при этом нормальная. Жажды нет.

2.Тепловой удар – крайняя степень перегрева. Для него характерна утрата сознания, прекращение потоотделения, кожа бледная, сухая, горячая на ощупь, повышается температура тела. Дыхание частое, поверхностное, пульс нитевидный, резкая тахикардия. Может возникать апноэ и остановка сердца. Со стороны ЦНС могут наблюдаться бред, галлюцинации, повторные судороги с развитием параличей.

3.Солнечный удар- это форма теплового удара, характеризуется покраснением лица, появлением тошноты, рвоты, вялости, расстройством зрения, учащением дыхания и сердцебиения, повышением температуры тела. Если помощь во время не оказана, то ребёнок теряет сознание, развивается брадикардия, появляется бред, галлюцинации, дыхание угнетается, наступает клиническая смерть.

Цель оказания доврачебной помощи:уменьшить общий перегрев организма и восстановить основные жизненно важные функции организма.

Действия вне лечебного учреждения Действия в лечебном учреждении Обоснование
Перегревание
1.Устранить воздействие тепла, поместить ребёнка в прохладное помещение. 2.Уложить в горизонтальное положение, раскрыть, голову укрыть пелёнкой, смоченной холодной водой. Приложить холод на крупные сосуды. 3.Доступ воздуха. 4. При повышении температуры тела выше 38,5 градусов, полуспиртовое обтирание. Обтереть влажным тампоном, дать обсохнуть. Повторить 2-3 раза. 5. При сохранении сознания обильное питье глюкозо-солевым раствором (по 1/2 чайной ложки натрия хлорида и натрия бикарбоната, 2 столовые ложки сахара на 1 л воды) 6. Срочно обеспечить консультацию врача (фельдшера) через третье лицо. 7. Возможна госпитализация в стационар. 1.Вызвать врача. 2.Устранить воздействие тепла, переместить ребёнка прохладное помещение. 3.Уложить в горизонтальное положение, раскрыть, голову укрыть пелёнкой, смоченной холодной водой. Приложить холод на крупные сосуды. 4.Доступ воздуха. 5. При повышении температуры тела выше 38,5 градусов, полуспиртовое обтирание. Обтереть влажным тампоном, дать обсохнуть. Повторить 2-3 раза. 6.Промыть желудок холодной водой. При возможности поставить холодную клизму. 7. При сохранении сознания обильное питье глюкозо-солевым раствором (по 1/2 чайной ложки натрия хлорида и натрия бикарбоната, 2 столовые ложки сахара на 1 л воды) 8.Обеспечить подачу увлажнённого кислорода. 1.Для определения степени тяжести поражения 2.Для восстановления механизмов теплорегуляции. 3.Для профилактики поражения ЦНС. 4.Профилактика гипоксии. 5. С целью охлаждения организма. 6.С целью охлаждения организма. 7.Для восстановления водно-солевого баланса. 8.Профилактика гипоксического поражения ЦНС. 9.Для профилактики возможных расстройств дыхания и кровообращения.
Тепловой удар и солнечный удар
1. Вызвать скорую помощь через третьих лиц. 2.Устранить воздействие тепла, переместив ребенка в тень или прохладное помещение 3.Уложить в горизонтальное положение, раскрыть, голову укрыть пелёнкой, смоченной холодной водой. Приложить холод на крупные сосуды. 4.Доступ воздуха. 5. При повышении температуры тела выше 38,5 градусов, полуспиртовое обтирание. Обтереть влажным тампоном, дать обсохнуть. Повторить 2-3 раза. 6. При сохранении сознания обильное питье глюкозо-солевым раствором (по 1/2 чайной ложки натрия хлорида и натрия бикарбоната, 2 столовые ложки сахара на 1 л воды) 7. Срочная госпитализация в стационар. 1.Вызвать врача. 2.Устранить воздействие тепла, переместив ребенка в тень или прохладное помещение 3.Уложить в горизонтальное положение, раскрыть, голову укрыть пелёнкой, смоченной холодной водой. Приложить холод на крупные сосуды. 4.Доступ воздуха. 5. При повышении температуры тела выше 38,5 градусов, полуспиртовое обтирание. Обтереть влажным тампоном, дать обсохнуть. Повторить 2-3 раза. 6.Промыть желудок холодной водой. При возможности поставить холодную клизму. 7. При сохранении сознания обильное питье глюкозо-солевым раствором (по 1/2 чайной ложки натрия хлорида и натрия бикарбоната, 2 столовые ложки сахара на 1 л воды) 8.Обеспечить подачу увлажнённого кислорода. 9.При отсутствии эффекта в/в при отсутствии гиповолемии 2,5% раствор бензогексония – 0.5-1 мг/кг; 5% раствор пентамина 1-2 мг/кг в/в; - реополиглюкин; 10% раствор глюкозы в\в капельно; изотонический раствор натрия хлорида10мл/кг массы; - преднизолон 1% раствор 1-2 мг/кг; фуросемид 0,5% раствор 0,1-0,2 мл/кг - седуксен 0,5% раствор 0,1-0,2 мл /год жизни в/м или в\в медленно; 20% раствор оксибутирата натрия 50 мг/кг в сутки; 10. Приготовить ИВЛ с набором интубационных трубок 1.Для определения степени тяжести поражения 2.Для восстановления механизмов теплорегуляции. 3.Для профилактики поражения ЦНС. 4.Профилактика гипоксии. 5. С целью охлаждения организма. 6.С целью охлаждения организма. 7.Для восстановления водно-солевого баланса. 8.Профилактика гипоксического поражения ЦНС. 9.Для профилактики возможных расстройств дыхания и кровообращения. - профилактика обезвоживания. - для профилактики отёка мозга - с противосудорожной целью - при прогрессировании расстройств дыхания и кровообращения.

Оценка эффективности:восстановление потоотделения, понижение температуры тела, восстановление сознания, восстановление ЧСС и ЧДД, отсутствие жажды и признаков обезвоживания.

Примечания:госпитализация при перегревании показана, если перегревание сочетается с диареей и соледефицитным обезвоживанием.

Бронхообструктивный синдром

Бронхообструктивный синдром –это симптомокомплекс, характеризующийся отёком стенки бронхов, повышенной секрецией и закупоркой бронхов этим секретом, а так же спазмом мышц бронхов.

Причины:

1.Обструктивный бронхит.

2.Бронхиолит.

3.Бронхиальная астма.

Признаки:

1.Осторе начало.

2.Повышение температуры.

3.Появление катаральных явлений.

4.Одыщка с удлинённым выдохом (экспираторная).

5.Шумное свистящее дыхание.

6.Участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания.

7.Цианоз носогубного треугольника.

8.При перкуссии над лёгкими коробочный звук.

9.При аускультации дыхание с усиленным и удлинённым выдохом, влажные и сухие свистящие хрипы.

Цель оказания доврачебной помощи:восстановить проходимость бронхов.

Действия вне лечебного учреждения Действия в лечебном учреждении Обоснование
1.Срочно обеспечить консультацию врача (фельдшера) через третье лицо. 2. Успокоить ребенка. Придать удобное положение (маленьких взять на руки, старшим - с фиксированным плечевым поясом). 2.Обильное теплое щелочное питье. 3. Щелочная ингаляция или ингаляция с лозалваном. 4.Вибрационный массаж или постуральный дренаж. 5.Обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков. 6.Если ребёнок пользуется индивидуальным ингалятором, то выяснить время приёма и провести ингаляцию, если прошло более 4 часов. 7. Контроль пульса, ЧДД, АД. 8. Оценить эффект терапии через 20-30 минут. Контроль проходимости дыхательных путей. 9. При отсутствии эффекта, вызов скорой медицинской помощи «03», госпитализация в стационар. 1.Сообщить врачу через третье лицо. 2. Успокоить ребенка. Придать удобное положение, (маленьких взять на руки, старшим - с фиксированным плечевым поясом). 3. Обильное теплое щелочное питье. 4. Вибрационный массаж или постуральный дренаж. 5.Оксигенотерапия. 6.Через спейсер или небулайзер ввести раствор сальбутамола по 2-4 ингаляции каждые 20 мин в течение первого часа; - 2,4% эуфиллин в/в струйно медленно по 4-5 мг в течение 10-15 мин; - АЦЦ, лазолван в ингаляциях; - при отсутствии эффекта преднизолон 0,5-1 мг/кг 7.Контроль пульса, ЧДД, АД. 8.Оценить эффект терапии через 20-30 минут. Контроль проходимости дыхательных путей. 9.Приготовить бронхоскоп, аппарат ИВЛ с набором интубационных трубок. 1.Для определения тяжести состояния. 2.Для облегчения дыхания. 3.Для улучшения дренажной функции бронхиального дерева. 4.Профилактика гипоксического поражения ЦНС, для борьбы с гипоксемией. 5.Для устранения бронхоспазма, разжижения мокроты , с противовоспалительной и противоаллергической целью. 6.Для оценки общего состояния и эффективности проводимых неотложных мероприятий. 7.Для лечебной бронхоскопии, профилактики дыхательной недостаточности и проведения реанимационных мероприятий.

Оценка эффективности:уменьшение одышки, кашля, восстановление бронхиальной проходимости.

Примечания:после выведения пациента из неотложного состояния продолжается лечение основного заболевания.

Ларингостеноз.

Ларингостеноз («ложный круп», «стенозирующий ларинготрахеит») – это острое сужение просвета гортани, вследствие отёка её слизистой, спазма мышц и скопления экссудата в просвете гортани, сопровождающееся нарушением её проходимости.

Причины:

1.ОРВИ (чаще парагрипп).

2.Аллергическая предрасположенность.

3.Поствакцинальные осложнения.

4.Родовые травмы.

Признаки:различают инфекционно - воспалительный и атопический вариант течения крупа. Инфекционно-воспалительный вариант сопровождается симптомами общей интоксикации и катаральными явлениями, атопический – развивается после контакта с аллергеном и не сопровождается симптомами общей интоксикации и катаральными явлениями. Признаки стеноза зависят от стадии:

1 1-ая степень стеноза (стадия компенсации) характерно: осиплость голоса, лающий сухой кашель, втяжение при вдохе ярёмной ямки, бледность кожных покровов.
2 . 2-ая степень стеноза (стадия субкомпенсации): нарастает одышка с затруднённым вдохом, дыхание шумное с втяжением межреберий и других уступчивых мест грудной клетки, бледность и акроцианоз.
3. 3-я степень стеноза (стадия декомпенсации): тяжёлое общее состояние, ребёнок возбуждён, кожные покровы и слизистые оболочки бледные, землистого цвета, дыхание шумное слышное на расстоянии, ярко выраженная одышка с затруднённым вдохом, сердечно-сосудистая недостаточность: тахикардия, цианоз губ, кончика носа, пальцев.
4. 4 -ая степень стеноза (стадия асфиксии или терминальная стадия): крайне тяжёлое состояние, ребёнок безучастен, цианотичен, дыхание поверхностное, бесшумное, тоны сердца глухие, брадикардия, возможны судороги, остановка дыхания и сердечной деятельности.

Цель оказания доврачебной помощи:уменьшить явления дыхательной недостаточности.

Действия вне лечебного учреждения Действия в лечебном учреждении Обоснование
1.Вызвать врача, скорую медицинскую помощь «03». 2.Успокоить ребенка, взять на руки или придать возвышенное положение головы. 3.Обеспечить доступ свежего воздуха (по возможности увлажнённого). 4.Тёплое питьё: горячее молоко, тёплую минеральную воду. 5.Контроль пульса, ЧДД, проходимости дыхательных путей. 6.Паровые щелочные ингаляции (2% гидрокарботат натрия) 7.Отвлекающие процедуры: горячие ножные и ручные ванны. 8.При гипертермии провести мероприятия по снижению температуры тела. 9.Настой валерианы с пустырником 10.Фенкарол, диазолил, тавегил в таблетках, в возрастных дозах. 11.Госпитализация в стационар. 1.Сообщить дежурному врачу (фельдшеру) через третье лицо. 2.Успокоить ребенка, взять на руки или придать возвышенное положение головы. 3.Обеспечить доступ свежего воздуха (по возможности увлажнённого). 4.Теплое щелочное питье. 5.Контроль пульса, ЧДД, проходимости дыхательных путей. 6. Ингаляция с сальбутомолом 1 доза, при вязкой мокроте с муколитиками (трипсин, АЦЦ) или беродуал через небулайзер или спейсер. 7.Отвлекающие процедуры: горячие ножные и ручные ванны. 8.При гипертермии провести мероприятия по снижению температуры тела. 9.При отсутствии эффекта: - раствор но-шпы детям старше 10 лет в.в медленно 0,5-1 мл - оксибутират натрия 20% в/м, в/в медленно 50 мг/кг в сутки, седуксен, реланиум 0,5 % в\м в/ в медленно 0,1-0,2 мл/год жизни. - преднизолон в/в 1-2 мг/кг 10.Оксигенотерапия. 11.Приготовить набор для трахеотомии, назотрахеальные интубационные трубки, аппарат ИВЛ. 1.Для определения тяжести состояния и выбора тактики оказания неотложной помощи. 2.Уменьшение отёка подсвязочного пространства и облегчения дыхания. 3.Для профилактики гипоксии и асфиксии 4.Уменьшение отёка слизистой, уменьшение спазма мышц гортани и для лучшего отхождения мокроты 5.Для оценки эффективности ухода 6.Уменьшение отёка слизистой, уменьшение спазма мышц гортани и для лучшего отхождения мокроты 7.Расширение сосудов, уменьшение отёка слизистой. 8.Как симптоматическая терапия 9.Для уменьшения отёка слизистой гортани и снятия спазма мышц гортани. 10.Для уменьшения беспокойства ребёнка. 11.Гипосенсибилизирующее и противовоспалительное действие. 12.Профилактика дыхательной недостаточности 13.Профилактика гипоксии и асфиксии 14.Для оказания реанимационных мероприятий.

Оценка эффективности:уменьшение одышки, кашля, восстановление проходимости гортани.

Примечания:после выведения пациента из неотложного состояния продолжается лечение основного заболевания.

Отёк Квинке.

Отёк Квинке - аллергическая реакция немедленного типа, проявляющаяся ограниченным местным отёком кожи, подкожной клетчатки и слизистых оболочек.

Причины:

1.Лекарственные средства.

2. Пищевые продукты.

3.Инфекционные агенты.

4.Сопутствующие соматические заболевания.

5.Ингаляционно поступающие вещества (пыльца растений, домашняя пыль, бытовая и косметическая химия и т.п.).

6.Психологические и эмоциональные стрессы.

7.Укусы насекомых.

Признаки:

1.Внезапное появление ограниченного отёка в области ушных раковин, глаз, губ, языка, шеи, кистей, стоп.

2.Отёки безболезненны, вызывают чувство распирания.

3.Могут быть боли в животе.

4.Признаки ларингостеноза (затруднённый вдох, осиплый голос, «лающий кашель»).

5. Признаки бронхоспазма (затруднённый выдох, сухой кашель, вынужденное положение).

Цель оказания доврачебной помощи:уменьшить влияние аллергена.

Действия вне лечебного учреждения Действия в лечебном учреждении Обоснование
1.Вызвать врача, скорую медицинскую помощь «03». 2.Разобщить ребёнка с аллергеном. 3.При поступлении аллергена пищевым путём, сделать очистительную клизму. 4.Обеспечить доступ свежего воздуха. 5.Успокоить ребенка, взять на руки или придать возвышенное положение головы. 6.Госпитализация в стационар. 1.Вызвать врача через третьих лиц.. 2.Разобщить ребёнка с аллергеном. 3.При поступлении аллергена пищевым путём, сделать очистительную клизму. 4.Обеспечить доступ свежего воздуха. 5.Успокоить ребенка, взять на руки или придать возвышенное положение головы. 6. 2% раствор супрастина в/м или в/ в 0,1-0,15 мл/год жизни, 2,5% раствор пипольфена в/м или в/ в 0,1-2 мл/год жизни; при отсутствии эффекта - 3% раствор преднизолона 1-2 мг/кг в\в. раствор диакарба, фуросемида 1% в/м или в/в 0,1-0,2 мл/кг 1.Для определения тяжести состояния и выбора тактики оказания неотложной помощи. 2.Уменьшение влияния аллергена. 3.Уменьшение влияния аллергена. 4.Уменьшение влияния аллергена.4. 5.Профилактика стеноза гортани. 6.Определение тактики оказания неотложной помощи. 7. Антигистаминное действие, противоаллергенное и протвовоспалительное действие, - для экстренного купирования отёков.

Оценка эффективности:уменьшение отёков.

Примечания:при нарастающем отёке гортани проводят мероприятия как при стенозе, при бронхиальной обструкции – как при бронхообструктивном синдроме, при дыхательной недостаточности – реанимационные мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей.

Анафилактический шок.

Анафилактический шок –угрожающее жизни состояние, одно из самых тяжёлых проявлений острой аллергической реакции немедленного типа, которое развивается в сенсибилизированном организме после повторного контакта с аллергеном.

Причины:

1.Аллергическая предрасположенность.

2.Применение антибиотиков, сульфаниламидов, витаминов.

3.При введении вакцин, сывороток.

4. при проведении диагностических проб, специфической сенсибилизации.

5.При проведении местной анестезии.

Признаки:
1.Сразу после попадания аллергена в организм возникает беспокойство


porazhenie-kori-nadpochechnikov.html
porazhenie-nablyudaemih-celej.html
    PR.RU™