Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний- лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,– лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации :

-дети, оставшиеся без попечения родителей;

-дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

-дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

-дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

-дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети – жертвы насилия;

-дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних- система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.



Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Органы, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел (милиция), органы управления культурой, досугом, спортом и туризмом, другие органы, осуществляющие (в соответствии с их компетенцией) меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

Учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - государственные учреждения социального обслуживания - специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры социальной помощи семье и детям; общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уставами указанных учреждений и положениями о них; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи; учреждения здравоохранения, учреждения государственной службы занятости населения, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; учреждения культуры, досуга, спорта и туризма; учреждения исполнения наказаний, другие государственные или муниципальные учреждения, осуществляющие (в соответствии с их компетенцией) меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .



Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Законные представители несовершеннолетнего - родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства.

Ответственные лица - лица, в должностные обязанности которых входит осуществление мер по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, а также лица, на которых возложена ответственность за обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья несовершеннолетних при проведении мероприятий, сопровождении несовершеннолетнего (группы несовершеннолетних) и в иных случаях.

Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Общественные места - места общего пользования, в том числе улицы, парки, скверы; автомобильные и железные дороги как в пределах населенного пункта, так и между населенными пунктами; остановки общественного транспорта; территории, на которых осуществляется строительство; места общего пользования в жилых домах - межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши; территории, прилегающие к жилым домам и образовательным учреждениям, в том числе детские площадки, спортивные сооружения; места, предназначенные для использования в сфере развлечения, досуга, торговли; территории вокзалов, аэропортов; водоемы и прилегающая к ним территория, иные места, определяемые как общественные для целей настоящего Закона.

Учебное время - время занятий (мероприятий) в образовательном учреждении согласно расписанию. Время начала и окончания занятий (мероприятий) указывается в дневнике или другом документе, рекомендованном краевым органом управления образованием.

3. Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации и Чувашской Республики, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В образовательном учреждении должен быть сформирован пакет законодательных и нормативных, правовых документов, регламентирующих вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, система локальных актов.

Контроль за деятельностью образовательных учреждений по организации профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся следует осуществлять на основе требований и положений законодательных и нормативных документов.

Систематически необходимо не только обновлять нормативную базу, но и корректировать её с учётом изменений законодательства в крае профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

- Конвенция о правах ребенка

- Конституция Российской Федерации

- Семейный Кодекс Российской Федерации

-«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.)

-«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ

- «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001г. №44-ФЗ

-«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ

-Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2007 г. №310 "Об утверждении Правил формирования единой базы данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети"

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. №МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде"


4. Функции органов управления образования и образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).

В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенции органов управления образованием входит:

4.1. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и субъекта РФ в области образования несовершеннолетних.

4.2. Осуществление мер по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении

4.3. Участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.

4.4. Осуществление учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях.

4.5. Разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

4.6. Осуществление сотрудничества с ПМПК, которая выявляет несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводит их комплексное обследование и готовит рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определение форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

В компетенции образовательных учреждений входят:

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;

- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

Работа в этом направлении предусматривает:

- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 25 число каждого месяца учебного года;

- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;

-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;

- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч- правовой, психологический и т.д.»).


popravki-za-sezonnie-izmeneniya-srednego-urovnya-morya-m.html
poprobuem-predstavit-chto-ispitivaet-malish-vpervie-prishedshij-v-yasli-ili-v-konsultativnuyu-gruppu-na-zanyatiya.html
    PR.RU™