Понятия «руководство» и «лидерство», их отличия. Типы лидеров.

Лидерство – способность влиять на группы людей с целью побуждения к какой-либо деятельности (деятельность может иметь личные или организационные цели).

Руководство - это организационная функция менеджмента, которая заключается в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия. Термин «руководство» имеет два значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

Основные различия руководстваи лидерства:

· Руководство имеет место в системе формальных (или официальных) отношений, а лидерство - порождение системы неформальных (неофициальных) отношений.

· Руководство имеет социальную по своей сущности природу, а лидерство – психологическую.

· Лидер может быть руководителем и тогда это формальное лидерство, а может им и не являться и иметь неформальную основу, то есть такой человек будет неформальным лидером.

· Руководитель может быть лидером, а может и не быть и тогда эффективность управления снижается.

· Руководитель определяет как, какими способами нужно достигать поставленные, как правило, другими людьми цели, организует и направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими он строит на основе четкой регламентации прав и обязанностей, старается не выходить за их рамки, стремится к определенному порядку и дисциплине. В противоположность этому – лидер реализует функции, ожидаемые коллективом и самостоятельно определяет его цели.

· Лидер не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Руководителю люди обязаны подчиняться, за что и получают вознаграждение или наказание. В отличие от руководителя, лидер не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на основе доверия.

Выделяют три основных стиля руководства:

§ авторитарный (директивный, автократический);

§ демократический (коллегиальный);

§ формальный (либеральный, анархический).

1. Авторитарный стиль – “ожидаю вклада и инициативы со стороны подчиненных”.

Менеджеры, которые пользуются этим стилем, склонны давать четкие инструкции, добиваться определенной инициативы от подчиненных и постоянно контролировать их действия.

Преимущества стиля:

§ эффективность и своевременность;

§ понятно, кто является ответственным;

§ можно осуществлять полномочия власти без запугивания;

§ развивает людей, у которых недостаточно опыта;



§ дает больше гарантий принятия правильного решения.

Этот стиль подходит:

§ когда работник приобретает опыт и компетенцию;

§ когда работник в определенной мере понимает свою работу;

§ когда работника необходимо направлять и содействовать ему.

Демократический стиль –“ Давайте всё решать вместе!”
Менеджеры с таким стилем поощряют работников к участию в решении производственных вопросов, а также к развитию их способностей.

Преимущества:

§ способствует привлечению к решению производственных вопросов;

§ есть возможность для профессионального роста работников;

§ поддерживает определенное время чувство удовлетворения у людей.

Этот стиль подходит:

§ когда работник ознакомлен с заданием;

§ когда работник высоко компетентен;

§ когда работник и руководитель разделяют идеи и решения.

Формальный –“Коллега – партнер или тот, кто делегирует”.

Преимущества:

§ стимулирует профессиональный рост и приобретение опыта;

§ поддерживает длительное время производительность труда;

§ положительно воспринимается опытными работниками;

§ максимально стимулирует творческие усилия.

Этот стиль подходит:

§ когда работник способен взять ответственность за реализацию и принятие решения на себя;

§ если у работника есть интерес и желание принимать и выполнять решения.

26) Организационная структура управления, ее основные элементы. Преимущества и недостатки организационных структур управления.

Организационная структура управления – это совокупность управленчиских звеньев между которыми существует система вз. звеньев обеспеч. выполн. необх. функций управл. для достиж. целей организации.
В структуре управления выдел. след. элементы :
1. Звенья(отделы)
2. Уровень управл.
Все структуры управл. можно разделить на 2 группы :
1.Механистические(бюрократические )-характр. большой сложностью , высокой степенью формализации , органич. инф. сетью, низким уровнем участия всего управленч. персонала в принятии решений .
2.Органические (адаптивные) для них характерного , небольш. число управл. уровней , правил и инструкций , большая самост. в принятии решений на низовых уровнях , широкая информ. сеть и налич. неформальных коммуникаций .
К механич. структурам относят:
1. Линейная структура управл.- данная структура характерезуется тем, что во главе каждого управ. подраздел. находится руковод. наделеный всеми полномочиями и осущ. единалич. руководство подчинеными ему работниками, все функции управл. сосредот. в руках одного руковод.
+ единство и четкость распорядительства;согласов. действ. исполн.;простота; оперативность в принятии решений ; Преимущества данной структуры:



· Простое построение

· Гибкость

· Динамичность

· Концентрация внимания на конкретном рынке с конкретным ассортиментом товаров и услуг.

· Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности.

Недостатки данной структуры:

· Затруднительные связи между инстанциями

· Руководитель несет за все ответственность

· Концентрация власти в управляющей верхушке

· Сильная загрузка средних уровней управления

· По мере роста возникает кризис руководства


- высокая нагрузка на руковод. ; концентрация власти в руках 1-2 чел.
2.Функциональная – данная структура предполог., что каждое звено управл. специализ. на выполн. отд. видов управленч. деят. (функций) при этом руковод. функциональные подразд. отданойраспоряж. подчин. только в пределах своей компетенции
+ деловая и профис. специал. улутш. координ. функ. обл.
- наруш. принцип единонач;больш. нагр. на исполн ; сииж. ответств. за выполн. заданий

Преимущества данной организационной структуры:

· Централизованный контроль за

достижением результатов стратегии

· Эффективность управления для

организаций, действующих в одной сфере

бизнеса

· Возможность достижения эффекта

масштаба на функциональных

разграничений

· Уменьшение дублирования работ

· Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций

Недостатки данной организационной структуры:

· Сложность координации подразделений

· Излишняя специализация и узость

управленческого мышления

· Вероятность конкуренции и конфликтов

между подразделениями

· Делегирование основной

ответственности за эффективность главе

исполнительной власти.

· Длительная процедура принятия решений


3.Линейно-функциональная – в данном случа линейным руковод. в разраб. конкр. вопросов и подготовке соотв. решений помогают руковод. функц. подразд.
+ высокая комппит. специалистов ; исключ. дублир. функций ; освобожд. руковод. высшего звена от решения от текущ. проблем
- длит. процедур прин. реш. ; возмож. возник. конфликтов между структурными подразд. . В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.
4.Дивизиональная – даннная структура предполагает ,деление организ. на отдельные отделы (филиалы) по 3-м признакам:
1. По продуктам
2. По гр. потреб.
3. По географ. регионам
эти отделы (филиалы) действ. как самост. оргаизации и подчин. только центральному органу управл.
+ высокая гибкость; четкое распродел. ответств. ; повыш. самост. менеджеров.
- дублир. деят. ; слабые связи с головным предпр. Основные плюсы данной системы управления:

· Обеспечивает обоснованный

способ формирования портфеля

· Делает стратегический анализ со

стороны высших руководителей более

эффективным и более объективным

· Способствует направлению ресурсов в

сферы деятельности, которые обладают

наилучшими перспективами роста

Основные минусы данной системы управления:

· Обеспечивает обоснованный

способ формирования портфеля

· Делает стратегический анализ со

стороны высших руководителей более

эффективным и более объективным

· Способствует направлению ресурсов в

сферы деятельности, которые обладают

наилучшими перспективами роста
К органич. структурам относят:
1.Прэктная – это временная организация в состав которой входит: высоквалиф. специалисты , различ. областей которая созд. для решеия конкретной задачи или достиж. конкр. цели, после достиж . результатов данная структура распадается.
2.Матричная – является достаточно сложной.

27) Лидерство с точки зрения личных качеств человека.

Лидерство – способность влиять на группы людей с целью побуждения к какой-либо деятельности (деятельность может иметь личные или организационные цели).

Лидер – член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях. Основные функции лидера – организация совместной деятельности и регулирование межличностных отношений.

Лидер- это эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство.

Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности и власти, а неформальное лидерство – это процесс влияния через авторитет способностей, умений и других качеств.

Отличие лидера от менеджера - у менеджера подчиненные, а у лидера последователь.


popitki-portugalcev-proniknut-v-kitaj.html
popitki-reform-tiberiya-grakha.html
    PR.RU™