Понятия, принципы и сущности права.

Право – система нормативных установок, опирающаяся на генеральные идеи, свободы и справедливости, выраженное главным образом законодательством и регулирующее общественное отношение.

Право — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Выделяют разные подходы к определению права:

-Философский

-Позитивный – система норм, регулирующаяобщественные отношения и исходит от государства – право, право – закон.

-Социологический – способ трактовки сущности права как реального выражения действия НПА в рамках общественных отношений, право = порядок.

-Интегративный – система норм и установок, опирающаяся на идеи человеческой свободы и справедливости, регулирующая общественные отношения, выраженные главным образом в законах.

Философский - право выступает в качестве идеи свободы, справедливости и равенства (теологическая теория, естественно-правовая, психологическая, право и закон.).

Социологический - отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями.

Естественное право (]и$ паШга1е) — это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят: право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности — не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятствовать другим людям в осуществлении их прав. Естественное право, следовательно, представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве.

Историческая школа права, признающая право продуктом народной, национальной жизни, нанесла основательный удар по теории естественного права. Однако последняя быстро оправилась, продемонстрировав удивительную живучесть и завоевав себе еще больше сторонников. Теория естественного права должна занять достойное место и в российском современном правоведении.

Позитивное (положительное) право — это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров нет положительного права. Именно поэтому законодательство и право часто отождествляются.



Деление права на естественное и позитивное снимает ряд проблем и споров в юридической науке. Во-первых, теряет смысл «широкое» и «узкое» понимание права, ибо идея естественного и позитивного права четче, полнее и убедительнее теоретически и целесообразнее, конструктивнее в практическом отношении. Во-вторых, возникновение права не связывается с государством, поскольку естественное право возникло задолго до государства и может существовать помимо него. Что касается позитивного права, то оно вне государства немыслимо и является результатом государственной правотворческой деятельности. Позитивное право, по словам Гегеля, есть вообще право, которое действует в государстве. И оно имеет силу потому, что оно есть, а не потому, что оно разумно.

В-третьих, становится ясным соотношение между правом и законодательством. Законодательство выражает лишь некоторую часть естественного права. Все остальное право существует в виде принципов, правосознания, иных правовых явлений. Законодательство может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его. И тогда, по словам известного современного правоведа С.С. Алексеева, будет мала степень «права в праве», а точнее сказать, будет мала степень права в законодательстве. Человеческому обществу как ассоциации разумных существ присуща достаточно высокая степень организованности и порядка, которые возрастают по мере социального прогресса и дальнейшего развития цивилизации. Организованность и порядок в обществе, сами условия существования человека поддерживаются на основе определенных социальных установок, которые могут существовать либо в сознании, либо выражаются вовне. Праву среди таких установок принадлежит важнейшая роль. Как своеобразному социальному феномену праву, присущи следующие общие и особенные (специфические) признаки.



Признаки право:

1. Право состоит из нормативных установок. Нормативность — явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму.

2. Право выражает идеи справедливости и свободы. Справедливость и свобода — извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество.

3. Право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок в обществе.

4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства. Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы.

5. Праву присуща специфическая форма выражения — законодательство. Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естественного права, существуют в разнообразной форме — в виде правосознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений.

Сущность права – совокупность внутренних устойчивых связей и отношений, остающиеся относительно стабильные, в отличие от имеющихся форм и содержания, его назначения в обществе.

Содержания права – можно рассматривать с монистических и плюралистических позиций. В юр. Науке есть полярные точки зрения: субстанционно право образуют определенные нормы, а плюралистически еще есть отражение общественных отношений, модель запрещенного, разрешенного, должного.

Сущность Права:

1 уровень – спец.нормы

2 уровень – воля

3 уровень – базис, господствующие экономические отношения, составляющие базис действующего право.

Во все сущности право выражается через принципы и функции.

Принципы – генеральные руководящие идеи, которые выражают сущность права и определяют его содержание.

Принцип – результат действующего права.

Принципы делятся от форм закрепления:

- Доктринальные – представляют собой результаты осмысления ученых сущности определения права, институты права и норм, которые выражаются в виде аксиом.

- Не доктринальные – вытекающие из совокупности норм права.

По сфере действия различают:

- Общеправовые – принципы присущие праву, всем отраслям, всему институту.

- Межотраслевые – принципы действующие между отраслей права.

- Отраслевые

- Принципы отдельных институтов

Функции – охранительная, регулятивно-статическая

Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:

1.принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

2.принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;

3. принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);

4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);

5. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;

6.принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;


popitajte-schastya-u-professora-chellendzhera.html
popitka-inventarizacii-nekotorih-predmetov-najdennih-na-lestnicah-za-vse-eti-godi-prodolzhenie-i-okonchanie.html
    PR.RU™