ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

При кажущемся многообразии мира его объекты и связи выстроены по единым законам, которые просматриваются в построении всех учебных дисциплин. Особое место в них имеет учебная задача.

Для обучения учащихся посредством системы учебных задач требуется материал, выстроенный по логике объективного исторического развития предмета познания. Это должен быть учебный материал, скоординированный по всем учебным предметам на единой понятийной основе.

Под понятием подразумевается форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, т.е. это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и, в совокупности, специфическим для них признаками.

Педагогика как наука является теоретической формой освоения действительности. Она представляет собой систему различных теорий, каждая из которых находит свое отражение в системе понятий. Совокупность системы понятий образует понятийно-терминологическую систему педагогики.

Система понятий активно отражает педагогическую реальность. Она сама выступает как исходная реальность, наделенная своими определяющими признаками.

Обе эти системы в своем единстве образуют логику науки, которая определяет структуру понятийной системы, ее эмпирические и теоретические элементы в их ролях и отношениях, соответствующую особенностям науки и пути развития ее теории.

По степени развития понятийно-терминологического аппарата науки можно судить о степени развития адекватной ему теории. Критериями развитой теории является четкая многоаспектная понятийная система, отражающая многообразие сторон, отношений развивающихся объектов и многообразие возникающих в связи с этим познавательных задач, т.е. объективных и субъективных источников

многоаспектности понятий. Многоаспектное отражение развитой теории в понятийной сфере позволят более ясно обозначить предмет познания и построить последовательную концепцию о нем. В развитой теории система понятий обладает относительной устойчивостью предмета познания и его понятийного отражения.

Для построения понятийно-терминологической схемы (модели) педагогики и ее отдельных областей необходимо определить основные системообразующие понятия и их взаимосвязи. Это даст возможность перейти к качественной оценке отдельных областей и направлений педагогики, выявить критерии, характеризующие степень разработанности педагогической теории, прогнозировать пути ее дальнейшего развития.



Процесс образования понятий имеет четкие правила определения, которые обязательно необходимо учитывать в мыслительной деятельности.

Определение – такая логическая операция посредством которой:

- раскрывается содержание некоторого понятия;

- описывается значение некоторого слова;

- некий объект характеризуется способом, который позволяет его отличить от других объектов.

Есть еще один важный аспект использования определения. В сознании каждого человека имеется некоторый набор понятий и соответствующий ему словарный запас.

Для того чтобы правильно дать определение необходимо знать правила

логических операций:

Правило соразмерности

Определение должно быть соразмерным, т.е. значение определенного должно совпадать с определяющим выражением. Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении тождества.

Правило предостерегающее от порочного круга

Определение не должно заключать в себе круга, т.е. термины должны определяться через другие понятия. Круг в определении означает, что при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое в свою очередь определяется при помощи первого. Разновидностью круга в определении является тавтология – ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.

Правило ясности

Определение должно указывать известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке. Т.е. должны быть известны смыслы и значения терминов.

Правило понятности

Определения должны учитывать знания читателя или слушателя, поэтому следует определить неизвестные понятия через известные.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.



- Сравнение- мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

- Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

- Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

- Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).

- Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.


ponyatijno-terminologicheskij-apparat-pedagogicheskoj-nauki.html
ponyatiya-agressiya-i-agressivnost-osnovnie-teoreticheskie-podhodi.html
    PR.RU™